Вопросы-ответы


Вопросы относительно дозволенности употребления тех или иных продуктов довольно часто ставят нас в тупик. И это связано, как правило, с недостаточной осведомленностью в вопросах Ислама. Заданный вопрос – это шаг к знанию. В этом разделе мы отобрали наиболее популярные вопросы, и постарались ответить на них.


— Допустимо ли использование винного уксуса в процессе приготовления пищи?

— Нередко этикетка на флаконе с уксусом в магазине заставляет людей призадуматься о допустимости его употребления. Между тем, хотелось бы развеять все сомнения относительно данного вопроса, обратившись к хадисам и мнению ученых.

Прежде всего, важно знать, что уксусная кислота не является опьяняющим веществом вне зависимости от использованного в процессе его изготовления сырья. Достоверно известно, что Пророк (С.А.С.) любил и хвалил уксус, о чем неоднократно свидетельствовали его сподвижники.

Имам Садик передал: «Когда Посланник Аллаха (С.А.С.) вошёл к Умм Саламе, да будет доволен ею Аллах, и она подала ему хлеб. Он спросил: «Есть ли у тебя приправа?» Она ответила: «Нет, о, Посланник Аллаха. У меня нет ничего кроме уксуса». На что Пророк (С.А.С.) сказал, что уксус – прекрасная приправа».

Уксус издревле известен своими полезными свойствами. Неслучайно его научились изготавливать в разных частях света из злаков, ягод, фруктов, вина. Сегодня уксус помимо приготовления еды применяют в многочисленных оздоровительных процедурах. Доказано, что употребление уксуса в небольших количествах улучшает пищеварение и оказывает укрепляющее воздействие на организм человека.

Однако следует сделать очень важное отступление и пояснение, поскольку существует мнение относительно допустимости изготовления уксуса именно из вина и его последующего употребления.

В переданном от Анаса Ибн Малика, да будет им доволен Аллах,  хадисе сказано следующее: “У Посланника Аллаха (С.А.С.) спросили о том, можно ли использовать вино для приготовления уксуса. Пророк (С.А.С.) ответил: “Нет”.

Итак, ученые единодушны в том, что уксус, для получения которого использовались ягоды, фрукты, рис и т.д., можно употреблять в пищу.

Уксус, полученный из вина естественным путем без намеренных действий человека, также является дозволенным для употребления в пищу. При этом отмечается дозволенность винного уксуса в случае, если он произведен людьми Писания, то есть теми, для кого вино не является запрещенным. Для мусульман же такое производство (из вина) считается запретным, а следовательно, однозначно недозволенным считается и произведенный мусульманами винный уксус.


— Дозволено ли употреблять в пищу желатин и продукты, в приготовлении которых он был использован?

— Забегая вперед, отметим, что в вопросе дозволенности использования желатина мнения ученых разошлись. Отсутствие единого суждения в данном случае связано ответом на вопрос: очищается ли изначально нечистое вещество в процессе качественного преобразования (превращения) или нет.

Однозначно дозволенным признается желатин, в производстве которого используется растительное сырье или рыба.

Ученые также единодушны в отношении желатина, полученного из животных, при соблюдении двух обязательных условий: мясо этих животных должны быть разрешено к употреблению согласно Корану и Сунне, животные должны быть умерщвлены строго в соответствии с правилами.

В случае же, когда при производстве желатина используются части туш (кости, жилы, хрящи) животных, забитых не по исламу, или свиней, часть ученых придерживается мнения о полной недопустимости употребления полученного таким образом продукта. Мнение это основывается на утверждении, что нечистое не становится чистым при изменении качественных свойств. И этой точки зрения придерживался Аш-Шафи`и.

Однако, стоит обратить внимание на мнение о дозволенности употребления желатина в этом случае, основанном на качественном превращении нечистого в чистое, когда свойства изменяются таким образом, что от первоначального состояния вещества не остается ни малейшего следа. И этого мнения придерживался Абу Ханифа.

В подтверждение этой точки зрения приводятся многочисленные примеры из священных текстов о дозволенности вина, превращенного в уксус, об очищении мяса и молока животных, питавшихся нечистотами, если их станут кормить чистой пищей, и т.д. И это мнение считается наиболее правильным, поскольку Коран и Сунна не содержат запретов на качественно преобразованные вещи.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что нет порицания в использовании желатина, даже если он получен из нечистого сырья. Каждый вправе делать выбор в этом деле, учитывая расхождения авторитетных ученых и отсутствие единогласного запрета. Аллах знает лучше.


— Допустимо ли употребление гематогена?

— Чтобы разобраться в вопросе дозволенности или недозволенности гематогена и избавиться от сомнений, обратимся к священным текстам.

В аяе 145 суры «Скот» приводятся следующие слова: «Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха». Если же кто-либо вынужден пойти на это, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах -Прощающий, Милосердный.»

Итак, Коран содержит однозначный запрет на употребление крови, а следовательно, и на любые продукты питания из крови произведенные. Из данного утверждения следует вывод о недозволенности гематогена как части рациона питания.

Ученые, однако, единодушны в том, что в данном правиле есть исключения, и человек не несет греха, если, находясь в безвыходном положении, вынужден употребить что-то из запретного. К таким случаям относится назначение гематогена (или иных препаратов, произведенных на основе запретного) врачом в качестве лекарственного средства, поскольку лечение — необходимость, а не следствие непослушания и пренебрежения строгим запретом. Подтверждение этому мы также можем найти в приведенном аяте.


— Являются ли дозволенными продукты, в названии которых присутствует слово «татарский»?

— Сегодня на прилавках магазинов можно обнаружить большое количество продуктов, обозначенных как «татарские» (татарские пельмени, татарская колбаса, татарская выпечка и т.д.). Поэтому совершенно очевидно, что вопрос дозволенности такой продукции нуждается в прояснении.

Прежде всего, отметим, что наличие в названии слова «татарский» относится, как правило, к рецептуре продукта (вид мяса, количество и состав ингредиентов и специй), но не отражает их происхождение. Так, татарские пельмени изготовляются без использования свинины, но при этом не гарантируется, что мясо было получено с соблюдением всех шариатских норм. А это в свою очередь означает, что дозволенными такие продукты назвать нельзя. Таким образом, «татарский» не означает «халяль».

Обращаем внимание, что если на упаковке с такой продукцией стоит знак «халяль» и производитель заявлен как поставщик товаров, соответствующих исламским нормам, то такие продукты являются разрешенными к употреблению, и нет причины сомневаться в их дозволенности.


— Что означает знак «Халяль» на упаковках не мясной продукции, например, масла или молока?

— Коран четко определяет то, что является запретным для человека: вино, мертвечина, кровь, мясо свиньи или хищных животных и птиц. Следуя принципу: «То, что не запрещено, является дозволенным», становится понятно, что никаких ограничений на употребление молочных или иных продуктов нет.

Подтверждают это многочисленные хадисы, переданные сподвижниками Пророка Мухамада (С.А.С.), свидетельствующие о том, что Посланник Аллаха ел сыр, изготовленный немусульманами.

Так что же означает знак «халяль» на продуктах, не относящихся к категории мясных? Знак «халяль» при наличии у производителя специального свидетельства подтверждает высокое качество выпускаемой продукции и соответствие ее нормам шариата. В первую очередь речь, конечно же, идет о мясе, но может распространяться и на другие товары. В случае с молочной продукцией такой знак так же служит дополнительным показателем качества.